Настоятельница

Игумения ИоаннаИгумения Иоанна (в миру Людмила Ильинична Капитанцева) родилась 18 марта 1940 года в Сталинграде. Ее послевоенное детство и юность связаны с Казанским храмом – единственным уцелевшим зданием во время войны в Сталинграде. Мама у нее была глубоко верующим человеком, они вместе ходили в храм, куда приходили молиться и монахини закрытых монастырей. После занятий в школе к ним стремилась после школы девочка. Беседы с ними помогли развитию ее духовного мира. После окончания школы они с мамой переехали на Украину, чтобы жить ближе к Почаевской Лавре. Большое влияние на их духовную жизнь оказал отец Иосиф (Головатюк), ныне прославленный преподобный Амфилохий Почаевский. В 1963 году монашеский постриг приняла мама, Пелагея Ефимовна, а на следующий год в Свято-Успенской Почаевской Лавре тайный монашеский постриг с именем Иоанна – Людмила. Когда стали открываться монастыри, она в возрасте 42 лет поступила в Красногорский Свято-Покровский монастырь, а мама ее стала жить недалеко от обители.

В августе 1994 года в связи с решением Священного Синода Русской Православной церкви от 18 июля 1994 года и последующим Указом Самарской епархии в Самарский Иверский монастырь... была назначена настоятельницей монахиня Иоанна (Капитанцева). Послушание стать настоятельницей возрождающего монастыря в большом и шумном городе было воспринято с волнением. После двенадцатилетнего пребывания в тихой, «от мира удаленной», ставшей милой сердцу обители, монахине трудно было с ней расставаться, отправляться в незнакомый город. Опыта руководства у нее не было, но помня завет духовного старца: «Никогда не противоречь наставникам», матушка Иоанна с монашеским смирением поехала на выполнение послушания в Самару.

Монашеские традиции Свято-Покровского Красногорского монастыря в городе Золотоноши, бережно сохраняемые и не нарушенные даже в годы гонений на веру и богатый опыт духовной жизни, полученный матушкой Иоанной в общении со старцами Почаевской Лавры, были тем фундаментом, на котором стала строиться монастырская жизнь в порученной ей Иверской обители.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий вспоминает о назначении настоятельницы: «С просьбой прислать в Самару духовно опытную монахиню, способную стать во главе монастыря, я обратился к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру (Сабодану), который был моим духовным отцом с юных семинарских лет. Он и благословил матушку Иоанну, тогда монахиню Покровского монастыря, приехать к нам в Самару».

Игумения Иоанна положила большие труды при обустройстве Иверского монастыря. Сложностей оказалось много – прежде всего требовалось организовать жизнь по монашескому укладу в возрождающейся обители. Кроме непростых задач по строительству и ремонту основных объектов монастырского комплекса, приходилось одновременно заботиться о текущих нуждах, устройстве помещений для проживания не только сестер, но и паломников, трудников.

За 20 лет усердных трудов игуменьи Иоанны монастырь преобразился. Отреставрирован и расписан Иверский храм. Построены новые здания: храм-часовня в честь святых Царственных страстотерпцев, 57-метровая колокольня, корпус для сестер, игуменский корпус, гостиница. Благоустроена и озеленена монастырская территория. На подворье монастыря, Свято-Духовом скиту построен двухъярусный храм с двумя престолами – в честь Святого Духа и Киево-Печерских святых.

Архимандрит Вениамин (Лабутин), кандидат богословия, председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской митрополии о матушке Иоанне: «Человек необычайно благочестивый, имеющий давние духовные традиции, которые были получены за долгие годы монашеского искуса в монастырях Украины. Вновь назначенная настоятельница все это принесла нам на самарскую землю. Именно ей выпала трудная миссия возрождать древнюю обитель из небытия. И все годы она мудро управляет монашествующими насельницами монастыря.

Игумения ИоаннаВ матушке поражает соединение двух качеств. С одной стороны, глубокое смирение, человеческая простота и искренность, способность поговорить и понять каждого человека, а с другой, что достаточно редко бывает, особенно у женщин, это глубокие философские знания. Удивительно органично сочетается простота, доступность речи и наполненность ее мысли святоотеческим духом. Игумения эти традиции передает сестрам и всем, кто окормляется в святой обители».

Игумен Петр (Ерышалов), наместник Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Костромской епархии: «Духовные традиции – есть основа не только монашеской жизни, но и мирской; без них невозможно становление Христианской личности. Духовные традиции – есть передача опыта жизни во Христе из рук в руки. Матушке игумении довелось воспитываться у святых людей – настоящих подвижников благочестия, которые в трудные для русской Церкви времена сохранили и приумножили в себе веру и любовь к Богу и ближним. Это старец Почаевской Лавры отец Парфений, ученый-богослов архимандрит Иннокентий (Просвирнин), почивший в Бозе Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов). Подлинные подвижники, строгие и любящие воспитатели приняли в свое общение и сделали своей дщерью матушку Иоанну, потому что увидели в ней готовность к послушанию и к исполнению того, что ей будет открыто и сказано. Духовная наследственность есть несомненный и очевидный дар, который смогла приобрести эта почтенная старица за долгую жизнь, к тому же, за свои годы ей пришлось стать свидетелем многих достойных памяти событий. Простое общение с ней, беседы, слушание ее воспоминаний могут принести много пользы боголюбивой душе». Протоиерей Самчук, священник кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Николаева, Украина: «Быть игуменией Самарского Иверского женского монастыря – высокая честь и чрезвычайно тяжелый труд. Но это еще и благодатный крест, который матушка Иоанна несет достойно».