Иверский образ Божией Матери

Иверская икона Божией МатериГлавная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма - список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Первое упоминание об этой иконе относится к IX в. – эпохе иконоборчества.

В царствование византийского императора Феофила (829–842), в годы жесточайших гонений на святые иконы, когда почитателей святынь предавали истязаниям, а сами иконы извергали из храмов и сжигали, близ города Никеи жила благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У неё в доме, в особо устроенной её усердием церкви, хранилась древняя чудотворная икона Божией Матери. Вдова имела величайшее благоговение к этой иконе и часто обращалась в своих нуждах с тёплой молитвой к Богородице. Однако тайна домовой церкви вскоре была раскрыта. Вооружённые воины пришли и к благочестивой никейской вдове. Она в боязни за свою драгоценную святыню умоляла разрешить ей оставить у себя образ до утра, обещая им за это много денег. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою ударил икону копьём. Удар пришелся на изображение правой ланиты Матери Божией, и из раны потекла кровь. Поражённый таким необыкновенным явлением, воин с раскаянием пал ниц пред святым образом Пречистой. Он оставил ересь и впоследствии вступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве.

По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молились пред святой иконой. Чтобы сохранить святыню от нового поругания, она в ту же ночь отнесла образ на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить её от императорского гнева, а образ Свой – от потопления. Закончив молитву и облобызав икону, вдова опустила её в море и, к величайшей радости, увидела, что та не упала, но стала прямо, ликом к берегу, и начала удаляться, скользя по волнам. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать уговорила сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался её и, простившись, отправился в г. Солунь, а оттуда, по Божиему Промыслу, на Афонскую Гору, где принял иночество. Именно от него и узнали афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.

Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы. Прошло почти два века… Однажды вечером иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. Из всех окрестных монастырей сошлись пустынножители посмотреть на такое чудо. Подойдя к берегу, они обнаружили, что огненный столб возвышался над образом Божией Матери, который стоял на воде, но по мере их приближения стал удаляться от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церкви и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся святую икону Богоматери. И Господь услышал их усердную молитву.

В то время в Иверской обители подвизался старец – преподобный Гавриил – родом из Грузии. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава, жил, как земной ангел и Небесный человек. Этому благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая Небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, потом войди в море, ступай с верою по волнам – и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил объявил настоятелю о видении, и наутро монахи с молебным пением отправились к морю. Старец безбоязненно пошёл по воде, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили для неё небольшую часовню и три дня и три ночи совершали здесь молебствие. После этого внесли образ в соборную церковь и поставили в алтаре.

На другой день, перед заутреней, монах, зажигавший лампады в храме, не увидел икону там, где она была поставлена. После долгих поисков иноки нашли её над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место. Но на следующее утро она снова оказалась над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу во сне Свою волю, сказав, что не желает быть охраняемой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей в этой жизни и в будущей. Тогда иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы надвратную церковь, в которой икона пребывает и поныне. По имени обители икона эта была названа Иверской, а по месту её пребывания, «в верху врат монастырских», – Вратарницей (Портаитиссой).

Знаменательно одно из пророчеств Божией Матери. Во времена греческого восстания 1822 г., когда было великое смущение на Святой Горе, афонские иноки стали расходиться: из 40 000 всех братий там оставалось уже не более 1000, и те хотели оставить земной удел Богородицы, полагая, что Афонская Гора запустеет. Но когда начали так помышлять, писал русский инок Парфений, постриженник Святой Горы, Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Всё это пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает». С тех пор афонские иноки каждую неделю приходили в монастырь проверять, на месте ли Иверская икона Божией Матери.

Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон (тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы.

Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г. три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, они приложили к нему и сопроводительную грамоту. «Как есми приехал в наш монастырь, – писал архимандрит Пахомий, – собрал всю свою братию триста шестьдесят пять братов, и сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света, и освятили есма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую икону. (Далее рассказывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии.) И та икона (новописанная) не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, – токмо слово в слово новая, аки старая».

На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Икона эта была торжественно встречена жителями столицы. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской, а по кончине Марии Ильиничны образ перешел к её дочери Софье Алексеевне. Из архивов Дворцовых Разрядов известно, что в 1654 г. во время войны с Польшей царь Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI–XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».

После закрытия монастыря в 1922 г. в его стенах был создан музей (филиал Государственного Исторического музея), где и хранился этот список многие годы. 6 мая 2012 г., в день памяти святого великомученика Георгия, чтимый образ был возвращен Русской Православной Церкви и теперь находится в Успенском соборе обители.

Почитание Иверской иконы в XVII в. быстро распространилось по всей Руси. Около 1655 г. стараниями Патриарха Никона на Афоне был сделан второй список с чудотворного образа – для основанного им Валдайского Иверского монастыря. Икона была изготовлена по размерам афонской и тем же образом, что и список 1648 г. Патриарх благословил украсить её сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайском монастыре состоялась 12 февраля 1656 г.

Иверская икона в Иверском храме монастыряДля Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в 1669 г. в память встречи Благой Вратарницы, по повелению Алексея Михайловича Новодевичьему монастырю была заказана точная копия первого привезённого с Афона списка. Этот образ, сделанный русскими иконописцами, получил наименование Московского у Воскресенских ворот. В 1929 г. Иверскую часовню закрыли, а в 1934 г. её снесли вместе с Воскресенскими воротами. Ныне Московская Иверская икона, прославленная от Господа многими чудесами, находится в московском храме в Сокольниках в честь Воскресения Христова. В 1995 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II для всероссийской паствы был написан новый список со святой афонской иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы», выполненный талантливым и благочестивым иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой. 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, образ был доставлен самолётом греческих ВВС в Москву. После торжественной встречи в аэропорту икону привезли в Богоявленский кафедральный собор, где уже началось праздничное всенощное бдение. Всю ночь перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист, а утром её крестным ходом перенесли в воссозданную к этому времени Иверскую часовню у Воскресенских ворот. Так великая святыня Русской Православной Церкви, Иверская икона Пресвятой Богородицы, вновь обрела своё историческое место в самом центре первопрестольной столицы.

Основное служение Иверской иконы в наши дни выражено словами тропаря:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней: тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Празднование в честь чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается: 12/25 февраля – в день перенесения списка Иверской иконы в монастырь на Валдае, 13/26 октября – в день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 г. и во вторник Светлой седмицы – в день, когда, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря.