Росписи Иверского храма

Росписи Иверского храмаМир горний рядом, он здесь, надо сделать лишь шаг. Пришедший в храм человек не просто разглядывает те или иные изображения, но сам становится соучастником событий Священной Истории. Изображенные на стенах и сводах храма святые воспринимаются как находящиеся здесь, вместе с молящимся. Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера­монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты.

Роспись Иверского храма решено было делать по сухой штукатурке. Традиционная, классическая фреска (от итальянского fresco – свежий, сырой) – это роспись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Краска, высыхая, впитывается в штукатурный слой, и долговечность такой фрески, конечно, неизмеримо выше. К сожалению, современные строительные технологии несовместимы со старыми способами нанесения краски. Сохранившиеся стены храма сделаны из кирпича, а колонны и примыкающие к ним своды были возведены из армированного монолитного бетона, поэтому в данном случае роспись по сырому оказалась технически неосуществима. Однако у художников Новоспасского монастыря уже имелся опыт по реставрации самых разных храмов, был выработан свой стиль, появились свои технологические приемы, свои секреты.

Росписи купола Иверского храмаПридерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались не просто эксплуатировать традицию, но творчески ее продолжать и развивать. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художе­ственный руководитель иконописной мастерской. – Ведь иконописание, по большому счету, призвание, а не профессия. Это, по словам известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства ХV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

Работы по созданию настенных росписей продолжались два года и были завершены в 2012 году к празднику Благовещения. Фрески, сделанные художниками, глубоко одухо­творенные, выполнены в прекрасной цветовой гамме, имеют ясную и выверенную композицию. В куполе – изображение Христа­Вседержителя. Высокий барабан храма, символизирующий духовное небо, расписан в четыре яруса. В верхнем регистре изображены архангелы как предстоящие Христу окрест Его славы. Ниже – праотцы и пророки. И в последнем, завершающем регистре – Господь Иисус Христос, предлагающий апостолам Святую Евхаристию.

Главный, центральный, алтарь храма посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Восточная стена алтаря украшена композицией «Литургия святых отцов» – ростовыми изображениями великих святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иакова, брата Господня, Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита. Над горним местом, в конхе алтарной апсиды, – традиционное изображение Богородицы Оранты. Над Престолом размещена композиция «Се Агнец Божий» в окружении святых архангелов, херувимов и серафимов. Верхний регистр южной и северной стен посвящен страстному циклу. Под потолочным сводом находятся росписи «Моление о чаше Господа нашего Иисуса Христа» и «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», «Умовение ног» и «Тайная вечеря». Под ними нижним ярусом продолжена тема Литургии святых отцов изображением Святителей Климента, папы Римского, Григория Нисского, Иоанна Милостивого и других. Арка над царскими вратами содержит изображения первосвятителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Макария, Ермогена, Иннокентия и Филарета.

Росписи Иверского храмаПравый придел храма посвящен святому Архангелу Михаилу, поэтому здесь в росписи преобладают изображения ан­гельских чинов. На восточной стене над иконостасом изображе­на Святая Троица в окружении благоговейных ангелов. Структурными и содержательными центрами росписи являются две большие композиции в трапезной части храма: на южной стене изображено Рождество Христово и на северной стене – Успение Богоматери. Здесь же размещены ростовые изображения святителей Илариона Троицкого, Серафима Чичагова, Патриарха Московского Тихона, Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Петра Крутицкого, Луки Крымского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Фаддея, архиепископа Тверского, а также святых жен Марии Магдалины, Людмилы, великомученицы Фотины, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Марии Египетской, равно­апостольных Феклы и княгини Ольги, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской.

Столбы Иверского храма расписаны ростовыми фигурами мучеников, среди них – образы святых великомучеников Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, мучеников Трифона, Космы и Дамиана, Андрея Стратилата, благо­верных князей Александра Невского, Бориса и Глеба, равноапостольных царя Константина и царицы Елены, равноапостольного князя Владимира, преподобных столпников Симеона и Даниила и других святых. Основная часть западной стены расписана сюжетами, связанными с историей Иверской иконы Божией Матери: ее поругание воинами­иконоборцами, чудесное избавление и путешествие по морю, обретение святого образа афонскими монахами.

Роспись на хорах отображает многочисленные явления Царицы Небесной святым угодникам Божиим: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Афанасию Афонскому, Кириллу Белоезерскому, великомученице Екатерине. В центральной части находится композиция «Хвалите Господа с небес», иллюстрирующая 148­й псалом. В притворе храма изображены картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.