Самарское знамя

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность.

В 1876 году болгары, находившиеся под турецким игом 500 лет, восстали. В своем воззвании повстанцы писали: «Братья! Народ, который борется и проливает кровь за свободу и независимость, рано или поздно восторжествует. Без жертв свободы не будет! Веками подавляемые варварским игом, как много раз в прошлом, мы восстали в минувшем году… но среди наших неописуемых тягот и страданий была надежда, нас укреплявшая. Эта ни на минуту не оставлявшая нас надежда была православной и великой Россией… Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, чтобы совершить наконец и для нас то, что ими сделано по освобождению греков, румын и сербов». Россия выступила в поддержку братьев-славян – началась русско-турецкая война.

Самарское знамяСбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. В Самаре был создан комитет по организации помощи и сбора средств. Из различных сел Среднего Поволжья поступали домотканые холсты и полотна, рубахи, тулупы, армяки, нитки, корпия. Было собрано 12 тысяч рублей, 200 пар сапог, 1500 башлыков, 200 шинелей, 216 полушубков, много продуктов. На Балканы из Самары отправился отряд добровольцев.

Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина – Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. Эту идею поддержали Епископ Самарский Герасим (Добросердов), губернатор Петр Алексеевич Бильбасов и депутаты городской Думы. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Самарское знамяСамарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: белой, пунцовой и синей. Посередине знамени с обеих сторон вышит золотом по черному фону четырехконечный крест. На одной его стороне – изображение славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой – Иверский образ Божией Матери. Древко знамени, изготовленное в московском Чудовом монастыре в византийском стиле, венчалось копьевидным наконечником из червонного серебра.

К верхнему концу древка знамени, у основания серебряного наконечника, привязали красные и синие ленты. На красной ленте вышит текст: «Самара. Болгарскому народу в 1876 году», а на синей – «Да воскреснет Бог, и расточатся враги его». Все затраты по изготовлению знамени, составившие 320 рублей 50 копеек, взяла на себя городская управа.

Самарская депутация в составе городского Головы Ефима Тимофеевича Кожевникова и гласного городской Думы Петра Владимировича Алабина повезла знамя на пароходе «Вестник» в Сызрань, оттуда по железной дороге в Москву. В столице Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) разрешил Самарской депутации освятить знамя на раке с мощами Святителя Алексия Московского. Чествование москвичами Самарского знамени было столь усердным, что на полотнище даже остался воск от свечей. Из Москвы знамя повезли через центральные губернии в Молдавию. Преодолев три тысячи километров, оно прибыло в Кишинев.

Из Кишинева депутация проследовала в лагерь болгарских дружин в румынский город Плоешти, и повсюду народ приветствовал знамя! 6 мая 1877 года при большом стечении народа после молебна оно было вручено 3­й дружине болгарского ополчения.

Освящение Самарского знамени в ПлоештиВ лагерь болгарских дружин под Плоешти прибыл главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна знамени на древко. Самарский городской Голова Е. Т. Кожевников подал главнокомандующему на блюдце молоток и серебряные гвозди, и Великий князь вбил первый гвоздь. Затем гвозди вбили его сын, начальник болгарского ополчения генерал Н. Г. Столетов, посланцы Самары, командиры бригад и дружин, несколько прославившихся в боях болгарских повстанцев и среди них Церков Петкович – старик, всю жизнь отдавший борьбе с турками. Забив гвоздь, он сказал со слезами на глазах: «Да поможет Бог пройти этому знамени из конца в конец всю Болгарскую землю, да утрут им наши матери, жены и дочери свои скорбные очи, да бежит перед ним все поганое, злое, нечестивое, и да ляжет позади него мир, тишина и благоденствие». От жителей Самары к болгарским ополченцам обратился Алабин, сказавший: «Издалека, через всю Русскую землю знамя принесено к вам как бы в живое свидетельство того, что оно дается вам не одним каким уголком России, а всею Русскою землею. Идите же под сенью этого знамени. Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения!» Эти слова были встречены болгарами с восторгом; крики «ура» и «живий долго» гремели в воздухе, шапки летели вверх. На следующий день перед Самарским знаменем – первым военным стягом Болгарии – были приведены к присяге все дружины. Примерно через месяц самарская депутация вернулась домой и отчиталась перед городской Думой. Привезенный молоток, которым прибивалось знамя, был передан на хранение в самарский Кафедральный собор как святыня.

Копия Самарского знамени в храме Царственных мучеников Иверского монастыряВступление славянских войск в город Стара-Загору вызвало панику в Константинополе. В Болгарию срочно была переброшена армия Сулеймана из 70 тысяч отборных воинов. Беспрерывно атакуя ополченцев у Стара-Загоры, турки несли огромные потери. Сулейман приказал во что бы то ни стало захватить Самарское знамя. Когда был убит первый знаменосец, Антон Марчин, знамя подхватил ополченец Булаич, но вскоре и он был убит. Знамя едва не захватили турки, но ценой своей жизни его спас унтер-офицер Авксентий Цимбалюк. Раненый в живот, он еще некоторое время продолжал идти, оберегая вверенную ему святыню. Погибли, защищая знамя, болгарский студент Стоян Санищев и ополченец Минков. Знамя подхватил подполковник Дмитрий Калитин и закричал: «Ребята! Знамя наше с нами! Вперед – за ним, за мной!» Воодушевленнные ополченцы бросились за своим командиром, турки дрогнули, и в это время три пули пробили грудь Калитина. Над упавшим знаменем закипела рукопашная схватка. В бой бросились командир знаменной роты капитан Федоров и поручик Попов с группой ополченцев. Прикладами и штыками они отстояли Самарское знамя. Болгарские ополченцы сражались с ним в битве за Стара­Загору и Нова­Загору, за Шипку и Шейново. Из боев оно вышло с перебитым древком и погнутым копьем; с полотнищем, пробитым пулями и пропитанным кровью. 12 июля 1880 года специальным приказом знамя было удостоено военного ордена «За храбрость» I степени. Орден вмонтировали в наконечник флагштока.

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая – в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником – Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.