Возрождение

Земная Церковь живет молитвами Небесной. Через семьдесят лет после того, как была разорена Иверская обитель, молитвами отошедших уже в мир иной иверских сестер тоненькой ниточкой наметилась прерванная преемственность: общественные организации Самары заговорили о возрождении монастыря. Добрые изменения всегда начинаются с нас самих – с чувства ответственности за то, что нас окружает. Так и в Самаре в 1991 году областные отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры, общества советско­болгарской дружбы, Союза краеведов России, Русский культурный центр «Самарский Собор» обратились к местным властям с просьбой возвратить территорию и все сохранившиеся на ней строения бывшего Иверского монас­тыря Русской Православной Церкви. Эта инициатива была поддержана Епископом Самарским и Сызранским Евсевием. И как некогда при первом Самарском Епископе Евсевии (Орлинском) была утверждена Иверская обитель в Самаре, так при тезоименитом ему Епископе Евсевии (Саввине) она получила второе рождение уже в новое время.

Поднятие купола на Иерусалимский храм6 декабря 1991 года была зарегистрирована община Иверского монастыря. 13 февраля 1992 года ей передали 0,79 га земли с Трапезным храмом, домом игумении и бывшей ремесленной мастерской. До революции монастырская территория была намного больше, обитель занимала 8 десятин, или 8,7 гектара. В советское время нагорную часть застроили жилыми домами и зданиями, в которых разместились учреждения, и, конечно, на ее возвращение уже никто не надеется, хотя с начала 90­х годов монастырские владения немного все же расширились.

Первые Богослужения совершались в корпусе, над которым сейчас выстроена звонница. Там были коммунальные квартиры, и одну из них на первом этаже передали верующим. Службы вел только что рукоположенный священник Евгений Зеленцов, а молились и церковничали три­четыре сестры, работавшие в епархиальном управлении. Среди них была настоящая монахиня с редким и запоминающимся именем Апфия. Маленькая, сухонькая, радушная, она была душой агап – тех совместных молитвенных трапез, которые устраивались после каждого Богослужения немногочисленными прихожанами.

В конце Рождественского поста 1992 года сестры, составившие Иверскую общинку, устроили «стояния» на пороге бывшего Иерусалимского храма, в котором в то время размещался Дом науки и техники. Эти «стояния», продолжавшиеся целую неделю, получили резонанс в прессе, и вскоре последовало решение мэра г. Самары О. Н. Сысуева о передаче здания трапезной Иерусалимской церкви общине.

Жизнь первых трех сестер, положивших начало трудам по восстановлению обители, проходила в здании Трапезного храма. Здесь они молились, здесь устроили и трапезную, и келью. Ничего не было у первых насельниц – одна лишь вера в помощь Матери Божией и в молитвы своих предшественниц. Как и во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви в то время, восстановление началось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Увидев усердные труды сестер, местные жители потянулись к обители со своими дарами, а кто­то готов был и потрудиться во славу Божию.

24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое со времени закрытия монастыря Богослужение в Трапезном храме. Тог­да же главной свя­тыней самарской обители стала подаренная Владыкой Иверская икона афонского письма, хранившаяся до этого в алтаре Покровского собора. Много икон приносили горожане. Часто это были незамысловато исполненные на тесаных досках в три­четыре краски святые образа, украшенные фольгой. Часть икон и библиотеки была передана из дома, в котором провел последние годы жизни Митрополит Мануил (Лемешевский), его разрушили как раз в то же время – в феврале 1993 года.

Игумения ИоаннаВ августе следующего года в Самару была назначена настоятельницей монахиня Иоанна (Капитанцева). До этого она жила на Украине в древнем Свято­Покровском Красногорском монастыре города Золотоноши, где бережно хранятся монашеские традиции, не нарушенные даже в годы гонений на веру. Это преемство традиции и богатый опыт духовной жизни, полученный матушкой Иоанной в общении со старцами Почаевской Лавры, были тем фундаментом, на котором стала строиться монастырская жизнь в порученной ей Иверской обители.

Иверский монастырь по территории был не так уж велик, но в нем к началу XX века было уже одиннадцать церковных престолов, что свидетельствует о высоком молитвенном духе, царившем в этом святом месте. В годы советской власти Сретенский, или Успенский, собор был разрушен. Иверский переоборудован в обувные мастерские. Никольский был разрушен вместе с колокольней. Единственный сохранившийся до наших дней Иерусалимский храм стал местом проведения монастырских Богослужений в первые тринадцать лет. При игумении Иоанне здесь был установлен новый иконостас, иконы помещены в резные нарядные киоты, оформлены клиросы. Благолепно и молитвенно стало в церкви, освящение которой состоялось 5 января 1995 года, в канун праздника Рождества Христова. В храме ежедневно стали совершаться уставные Богослужения. На первом этаже этого здания было оборудовано помещение, в котором сестры, сменяя друг друга, читали неусыпаемую Псалтирь о живых и усопших, о «благодетелях и благоукрасителях святыя обители сия». Обнаруженные в архивах списки дореволюционных насельниц с особой радостью были внесены в синодики для поминовения. Теперь не только их души молятся за монастырь, но их предстательство и молитвы нынешних иверских сестер за своих предшественниц соединились.

Постепенно преображалась территория монастыря, хотя обустройству обители мешало то обстоятельство, что в бывших монастырских зданиях продолжали жить семьи, и необходимо было уговорить их поменять место жительства.

После капитального ремонта бывшего настоятельского корпуса к нему пристроили звонницу. Так же, как и новый настоятельский дом, звонница замечательно вписалась в историко­архитектурный ансамбль. Через несколько лет на месте обветшалых деревянных домов был выстроен четырех­этажный сестринский корпус. Его архитектурные детали и окраска создают впечатление, что это здание тоже историческое.

Внешний вид монастыря очень украсила монастырская стена, мощная, кирпичная, с угловой башенкой. Значение монастырской стены не только в защитной функции, хотя и это важно, ведь монастырь находится в центре города. Но, кроме того, стена, ограждающая от внешнего мира, – первый символ собственно монастырского устройства. Она напоминает о том, что за стенами, в святой обители, идет иная, чем в миру, жизнь.

Поднятие купола на Иверский храмВ 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола.

Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря. Согласно этому плану целевым назначением выделялись средства на восстановительные работы, за которыми с отеческой заботой всегда следил глава Самарской епархии Высокопреосвященнейший Сергий (Полеткин).

К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

При реставрации Иверского храма был обнаружен склеп с захоронением второй игумении монастыря Антонины (Розалиевой). 7 февраля 2004 года тело игумении Антонины перезахоронили на прежнем месте в обновленном склепе.

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в сослужении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Специально для этого храма губернатор Самарской области (с 29 августа 2007 по 10 мая 2012 года) Владимир Владимирович Артяков привез со Святой Горы Афон Иверскую икону Божией Матери, которую преподнес в дар монастырю как олицетворение нерушимой духовной связи самарцев с Афоном.

Фундамент стоящейся колокольниСамым заметным зданием в Иверской обители для всех жителей города и для туристов, которые на теплоходах проплывают по Волге, конечно же, можно считать 57-­метровую колокольню. Это точная копия дореволюционной монастырской колокольни, которая долгое время являлась визитной карточкой города Самары. Как и до революции, над святыми вратами устроена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Рядом с колокольней установлен поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских. Не случайно он стоит у самого входа в монастырь, ведь крест – это символ нашей веры и нашего спасения.

Небольшая территория Иверского монастыря используется рационально, и для всех необходимых служб здесь нашлось место. Построен четырехэтажный гостиничный блок, в котором находится пошивочная мастерская. Золотошвейная мастерская обосновалась в бывших игуменских покоях. Иконописная – в новом сестринс­ком корпусе. Рядом с этим корпусом устроена водосвятная часовня. Просфорня, бухгалтерия и канцелярия разместились в бывшем ремесленном корпусе. В хозблоке расположились гараж, слесарная и столярная мастерские.

Так Иверский монастырь возвратился к жизни. Преобразилась его территория, обустроилась внутренняя жизнь. Сложился свой устав, постепенно накапливается опыт монастырского общежития, увеличилось число сестер с 12 до 70, стали совершаться первые монашеские постриги. Дух благочестия вернулся в обитель. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу. И сегодня, после десятилетий запустения и разрухи, здесь чувствуется дух того уюта и благолепия, который в дореволюционные годы был присущ всем женским обителям России.

Святейший Париарх Алексий II в Иверском монастыреВ октябре 1999 года Иверский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 5 декабря 2008). Он побывал в Иерусалимском храме, осмотрел библиотеку, комнату, где читается неусыпаемая Псалтирь. В трапезной и на кухне тепло побеседовал с сестрами, которые там трудятся. Осмотрев строящийся в то время игуменский дом, Его Святейшество отметил, что новое здание, как и звонница, гармонично вошли в архитектурный ансамбль монастыря. Святейший Патриарх, благословив насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, отметил, что «на молитвах монашеских держится Земля». Свои впечатления о пребывании в Самаре российский Первоиерарх выразил двумя фразами: «Самарская епархия – оплот Православия России» и «Иверский монастырь – жемчужина Самарского края».