Протоиерей Георгий Третьяков

Вид на колокольню со стороны Театральной площадиПротоиерей Георгий Иванович Третьяков один из представителей священнослужителей Самарской епархии второй половины XIX века.

О себе он написал: «…уроженец Симбирской губернии, сын дьячка, кончил курс со степенью студента в Симбирской Духовной Семинарии в 1854 году. Первым местом священнического служения было село Аскулы Симбирской губернии Сызранского уезда, куда и был рукоположен в январе 1855 года, в 1856 до1858 года священствовал в селе Томилове Сенгилеевского уезда

В 1858 году Преосвященным Самарским Феофилом принят в Самарскую Епархию с определением на первое место в двух штатный приход – пригород Белый Яр Ставропольского уезда, в1867 году переведен в село Волчаня Николаевского уезда, а в 1867 году на настоящее место (имеется в виду Самарский Иверский женский монастырь).

В декабре 1884 года возведен в сан протоиерея.

Награды: орден Владимира третьей степени и палица. От роду 70 лет».

Третьяков стал преемником священника Д. Н. Орлова в Самарском Иверском женском монастыре. Дмитрий Николаевич Орлов был образованным, разносторонне одаренным человеком. Он долгое время являлся настоятелем Самарского Свято-Вознесенского Кафедрального собора, редактировал «Самарские Епархиальные Ведомости», публиковал в них свои статьи. Он подготовил и выпустил брошюру к 25-летию Самарской женской обители, положив начало ее летописанию , сделав доступной историю монастыря для последующих поколений.

Пастырское служение Георгия Ивановича Третьякова прошло без малого четыре десятилетия в стенах Самарской обители. Он оказался не только преемником Орлова на священнослужительской должности, но и продолжил его летописный труд, оказавшись непосредственным свидетелем, а порой и участником событий в становлении и развитии монастыря.

Георгий Иванович интересен современникам не только личностью священника губернского монастыря одного из крупных в Поволжье, да и всей Российской империи, получившего мировую известность благодаря знамени, вышитому в золотошвейной мастерской Самарской обители для болгарского ополчения, но и воспоминаниями, собственными размышлениями, исследованием в развитии истории женского монастыря.

Свой труд обительский священник назвал «Опыт исторического исследования в путях Промысла Божия в судьбе Самарского Иверского женского монастыря в период 50-летнего существования его от возникновения в 1850 году до настоящего времени». Сокращенный вариант его автор изложил в форме доклада на полувековом юбилее обители. В юбилейный год труд напечатать не удалось, издательство его затянулось на четыре года. За это время Третьяков дополнил его, «обозрев 54-летнюю жизнь Самарской Иверской обители». Читатель увидел ее в напечатанном виде только в1905 году.

Для современников «Опыт…» Третьякова стал ценным достоверным историческим свидетельством монастыря, характеризующий период второй половины позапрошлого века, «наблюдением за ростом и благоустройством её в уровень с возрастанием и самого города Самары».

Из воспоминаний Георгия Ивановича мы узнаем об отношении архипастырей к женской общине, преобразованной впоследствии в монастырь, укладе жизни его насельниц, о строительстве храмовых зданий и часовен, священнослужителях и благотворителях, об отношении горожан и светской власти, ярких и запоминающих событиях.

Вот как он представляет читателю одно из событий «совершившихся в период управления обителью игуменьей Антониною, как оставившее после себя исторический след:

…Царствующий Государь Император Николай Александрович, в бытность Наследником Престола, по пути из заграничного путешествия, в июне1891 года, на короткое время остановился на Бузулукском вокзале, которому и представлялась вместе с местным Архипастырем (Преосв. Владимиром), с Игуменьей Бузулук. Женского монастыря и с гражданскими властями, Настоятельница Самарской женской обители Игумения Антонина.При представлении она удостоилась преподнести будущему обладателю земли Русской Икону Иверской Божией Матери, шитую золотом обительскими мастерами и надписью на золотой дощечке. Наименования Святого изображения, и полотенце, рукоделие тоже обительское, на концах которого вышит вид, управляемого ею монастыря с Саратовской улицы. Надобно было видеть и слышать с каким сердечным умилением и благодарно – радостными словами воспоминала

Игумения об этом счастливом обстоятельстве ее жизни, и о том глубоком, неизгладимом впечатлении, какое она вынесла после кратковременной исполненной сердечной теплоты и участия беседы Августейшего Сына Августейшего Отца-Монарха с своею верноподданной, отрекшеюся от мира молитвенницею!...»

Благодаря автору – священнослужителю и редакционному совету: О. А. Веревкину и О. Н. Москвичевой, переиздавшей книгу в первый год стремительного 21 века, она стала доступна в наши дни заинтересованному читателю.